Добавить в избранное
Сделать стартовой
+7 (985) 766-8486 +7 (916) 385-1937 Russian   |   English   |   French   |   Deutsch   |   Italiano   |   
В начало   |    НОВОСТИ   |    СЕРВИС   |    СТАТЬИ   |    ТУР FAQ   |    АВТОТУРИЗМ   |    МАГАЗИН   |    О КОМПАНИИ
Отправить письмо   



Календарь событий

<<< июнь 2023 >>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    


Расчет расстояния между городами
От:
До:

(на ATI.su)

КАРАВАНЦЕНТР. Автодома, жилые прицепы. Продажа аренда кемперов
Страхование Зеленая карта Green Card ОСАГО КАСКО Страхование путешественников
Автобагажники THULE
Russia Hotels, Tourism and Travel Information
probeg.ru
http://www.auto-travel.ru/
ГИЛЬДИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ
President of Russia

Дно (Псковская область)
20-02-2006 Слово " дно " в русском языке имеет много значений, в том числе и такие: самая низменная часть долины; основание стога; остатки большого костра углежогов; слои почвы, который лежит под пахотным слоем и т.д.
В древнерусском языке, по-видимому, слово имело и некоторые другие значения. Конкретизировать происхождение названия селения уже практически невозможно.
Начинался город с нескольких десятков дворов, но постепенно рос, крепчал. Не миновали город частые в те времена несчастья: голод, эпидемии, мор. Тогда город почти угасал, люди уходили из этих мест, но ни разу Дно не исчезал с карты России. Удачное местоположение города способствовало созданию дорог, так нужных крепнущему Российскому государству. Сначала здесь пролегли дороги со станциями, лошадьми, ямщиками, затем - железные дороги, идущие в разных направлениях через Дно. Это диктовало развитие города, состав населения,промышленность. И к началу XX века Дно стал одной из важнейших железнодорожных станций северо-запада России.
Впервые деревни Дно Большое и Донце Меньшое упоминаются в новгородских писцовых книгах в начале XV века(XI век). Следов старинных укреплений в районе не обнаружено, хотя есть деревни с названиями Городищи, Городня. Но на Руси так назывались и кладбища... К востоку от Порхова сохранились деревни с древними славянскими названиями: Костыжицы, Дорогостичи, Уторгош. Древние захоронения - курганы говорят о том, что по крайней мере более тысячи лет назад здесь жили люди. Заселялись здесь в основном по реке Шелонь (Солона - так ее называли в древности за солоноватый вкус воды). Все известные в Дновском районе курганы расположены на реке Люте у деревни Сухарево, на реке Полонке у деревни Чернобожье. Дно за время своего существования не раз менял свой статус: то он принадлежал Господину Великому Новгороду, то Московскому Великому князю, позже Пскову. Когда земли по Шелони принадлежали Новгороду, многие деревни были монастырскими. До десятка деревень числилось за Новгородским Юрьевким монастырем. Деревни Дно и Донце Меньшое принадлежали Козьмодемьянскому монастырю
С середины XVI века деревня Донце Меньшое уже нигде не упоминается, существуют 2 версии - или она запустела после эпидемии чумы, свирепствовавшей в 1550 году, или соединилась с Дном Большим. В 1576 году в сельце насчитывалось 33 двора, из которых 14 крестьянских и 11 - ремесленных. Согласно документам ( 1 , 2 ) , селом владел крупный помещик Афанасий Бельский, родственник Малюты Скуратова.
Так или иначе, но уже в 18 веке во многих документах употребляется параллельное название - Донщина. К концу 19 века Дно (или Донщина) стало большим селом с пятью- шестью сотнями жителей
В середине 19 века Дно и жители этой деревни, прилегающие поля, луга, леса-все было собственностью богатого помещика в генеральском чине П. А. Ноинского. Ему же принадлежали поместья в деревне Заклинье и Мартыниха, что на территории соседнего с нами нынешнего Дедовичского района. Были поместья и в Порховском районе. Лето, как правило, Петр Адамович проводил со своей семьей в дновском поместье, а на зиму уезжал в Петроград. Красивый кирпичный, оштукатуренный и покрашенный в розовый цвет, двухэтажный особняк был расположен на берегу речки Суковки в большом парке среди вековых дубов, лип и кленов. Имелся при поместье и яблоневый сад. Напротив фасада особняка крепостными крестьянами были вырыты искусственное озеро, дно которого выложили камнями, а по углам водоема — глубокие колодцы для сбора ила. Впрочем, строго говоря, это было не озеро, а пруд, который местные жители называли "прудом Ноинского". С левой стороны, где речка Суковка продолжала свое течение, в самом русле была построена водяная мельница. Здесь местные жители и крестьяне соседних деревень мололи зерно- за особую плату, разумеется. А справа, за речкой, размещались барские амбары, кладовые с хлебом и пищевыми запасами, которые охраняли не только дюжие сторожа, но и злые собаки.
За озером-прудом, на нынешних улицах Красина, Социалистической, Васильева, рядом с фруктовым садом, находились ухоженные огороды и парники, где выращивались овощи. За оградой помещичьего дома ютились многочисленные постройки, в которых проживали: управляющий имением С. Евдокимов, садовник С. Сергеев, лесничий М. Евдашев, а также кухарки, няни, домашняя прислуга и другие работники. С западной стороны поместья, у речки Суковки, около 400 лет назад еще прабабушкой Ноинского построена небольшая часовня. В последствии, чуть выше, заложили церковь, которую сооружали на деньги, собранные у народа.
С севера и запада к поместью полукольцом располагалась деревня Дно, Она состояла из маленьких, тесно прижатых друг к другу крестьянских изб с соломенными крышами и маленькими окнами. Избы, как правило. без фундаментов, отапливались хворостом и все той же соломой, а освещались лучиной. Зато рядом широко раскинулись обширные помещичьи леса, а на месте, где сейчас цех №16 завода "Электросила", были механизированное гумно и другие необходимые подсобные постройки, предназначенные для обмолота урожая, поступавшего с полей помещика. Особенное бедствие для крестьян наступало в ненастную погоду весной и осенью, когда шли дожди. Ровная местность и болота делали округу непроезжей. Да и дороги не содержались в должном порядке, поэтому жители деревни Дно и окрестных населенных пунктов в эти времена года очень часто были отрезаны от внешнего мира.
По рассказам коренных жителей, в начале XIX века за городским кладбищем, между дорогами, ведущими из Дно в деревни Гривки и Скугры, были владения второго богатого помещика немца Фиша. Он имел деспотичный нрав "с причудами", был одинок и отличался скупостью. В летний престольный праздник Троицу одевался как в лютые морозы — в меховую шубу, шапку и теплые рукавицы, не забывал и про валенки. А на престольную службу в дновскую церковь приезжал на тройке лошадей, запряженных... в сани.
Судьба этого помещика окончилась трагически. Незадолго до отмены крепостного права ночью в поместье ворвались ''лесные разбойники", обиженные и обозленные крестьяне, которые потребовали от Фиша все его богатство, нажитое на их эксплуатации. Перепуганный помещик отказался что-либо отдать. Тогда его связанного, затащили на чердак, обложили вениками и сожгли вместе с домом и хозяйственными постройками. Доныне только дновские старожилы знали почему это место называется "Фишевой горкой".
Безусловно, трудно жилось крестьянам деревни Дно и других населенных пунктов при крепостном праве, но не легче стало и после его отмены. Значительную долю земли, которую раньше обрабатывали для себя крестьяне, помещик Ноинский "отрезал" в свою пользу. Причем, захватил лучшие участки. Все, что осталось, крестьяне выкупили у него втридорога, и все равно находились в полной от него зависимости. Так же обрабатывали помещичью землю, платили деньгами и значительной частью урожая за пользование лесом, сенокосными угодьями и выпасами скота. Барщина душила крестьян, а вся власть, все богатство по-прежнему принадлежали помещику. Достаточно сказать, что дновские крестьяне два-три дня в неделю вынуждены были работать на барина с раннего утра и до позднего вечера. Причем, в лучшее время года. Интересы же помещика Ноинского защищали" земский суд, жандармерия, урядники и чиновники всех рангов. Они же служили и властным орудием усмирения крестьян, которые не хотели мириться с существующими порядками. Вот почему крепостнические пережитки в деревне Дно еще долго сохранялись. И барин чувствовал себя "полноправным хозяином", способным судить и миловать.
Характерен такой пример, В один из летних дней помещик объезжал свои обширные владения и возвращаясь домой, проезжал по деревне Дно. В таких случаях крестьяне (в порядке любопытства) выходили встречать барскую свиту и посмотреть на своего барина. На самом краю деревни проживал бедный, совершенно беспомощный в житейских делах, крестьянин Никита Никитин, у которого в семье было девять детей - один одного меньше. Так и выстроилось у обочины все это семейство в домотканых рубахах и босиком. Барин Петр Адамович велел кучеру остановиться. Избенка Никитина была маленькая, ветхая, покосившаяся на один бок: вот-вот должна развалиться. Он подозвал Никитина и начал ругать, отчитывать: ты, мол, шут гороховый, мазурик, лентяй и лодырь - твоя изба на честном слове держится, крыша может в любой момент упасть на головы твоих детей и придавить, а ты ничего не делаешь, не предпринимаешь.
В порядке оправдания Никита Никитин стал объяснять помещику, что у него нет ни гроша, семья живет впроголодь и нет никакой возможности ни отремонтировать старую, ни лесу купить на новую избу. Тогда Ноинский, чтобы поднять свой авторитет среди крестьян деревни, позвал лесничего и приказал ему выделить лесу. Заготавливать, вывозить его и рубить избу Никитину помогали всем миром.
До революции деревня Дно была условно разделена на два края - Ильинский и Вознесенский (улица Красина и Социалистическая). Здесь насчитывалось до 80 крестьянских дворов. Многие не имели в хозяйстве даже лошадей, чтобы обрабатывать землю. Среди таких "безлошадных" были семьи Лебедевых, Морчуговых, Никитиных и других местных жителей. Крестьянские избы были тесными, полутемными, так как окна почти наполовину засыпались опилками, другими отходами и затягивались снаружи мешковиной для сохранения тепла в зимнее время. Освещались избы лучиной, которая вставлялась в трехрожковый металлический светец и, чтобы избежать пожара, под светец с горящей лучиной подкладывался жестяной противень. Несмотря на эти меры предосторожности, пожары случались довольно часто, И страдали от подобных бедствий прежде всего крестьяне. Строить новые избы им уже никто не помогал.
Перед Великой Октябрьской социалистической революцией помещик П.А. Ноинский умер, а после нее семья его проживала в своем доме в Петрограде на Фонтанке. Только уже не в барских покоях, а в подвальном помещении. Лишь два сына-офицера уехали за границу, а все неправедно нажитые богатства- городской дом. помещичьи усадьбы, земли, леса были конфискованы Советской властью и стали достоянием народа.
В истории России нет такого события, которое тем или иным способом не коснулось казалось бы небольшого, населенного пункта: ливонская война Ивана Грозного, война со шведами, петровские реформы, строительство Санкт-Петербурга.
Отечественная война 1812 года всколыхнула все слои русского народа. История сохранила имена простых местных крестьян, жертвовавших последними копейками и своими жизнями ради победы над врагом. Из местных помещиков в армии Барклая-де-Толли командовал кирасирской бригадой и принимал участие в Бородинском сражении генерал-лейтенант Н. М.Бороздин - владелец деревень Костыжицы, Сухарево, Горушка. Слава рода Бороздиных - воинов, защитников Отечества,служивших великому князю Тверскому, тянется из глубины веков от царя Ивана Васильевича.Его портрет помещен в Государственном Эрмитаже в военной галерее героев 1812 года.
Город обязан своим рождением двум железным дорогам, построенным на рубеже XIX и XX веков: Бологое - Псков и Санкт-Петербург – Витебск( см. Архивная справка об открытии движения поездов и доклад царю ). С 1894 по 1897 годы велось строительство паровозного депо станции Дно. С этого времени за станцией закрепилось название Дно, а деревня, расположенная немного севернее от вокзала, для отличия от станции неофициально стала называться Доньщиной.
В февральские дни 1917 года был создан Совет солдатских и рабочих депутатов, взявший всю власть в свои руки. В Совет вошли и большевики паровозного депо — Василий Арсентьевич Хвалынский, Петр Васильевич Сухарев и Иван Романович Дорощенко. Необходимо сказать и о том, что в мае под руководством В. А. Хвалынского создается легальная ячейка РСДРП(б). Вскоре в депо появилась и своя профсоюзная организация. Секретарем комитета избирается И. Р. Дорошенко. В числе первых перед руководством депо профком поставил вопрос об отмене сверхурочных работ и своевременной выплате заработной платы. Это стало началом постоянного рабочего контроля за действиями администрации.
Нельзя не сказать и о том. что сразу после победы революции в декабре 1917 года, открылся Всероссийский чрезвычайный железнодорожный съезд. С приветственным словом на нем выступил В. И. Ленин. От дновской делегации на съезде присутствовал Василий Арсентьевич Хвалынский. Здесь он уже в третий раз услышал Владимира Ильича Ленина. До этого В. А. Хвалынский встречал вождя революции у Финляндского вокзала, позже слушал Ильича у дома Кшесинской. Но основные события произошли на станции Дно начиная с периода 28 февраля 1917 года (по старому стилю). Царь….Николай II …самодержец Всероссийский……и станция Дно…. Начало конца….
Далее текст составлен на основе ПОДЛИНЫХ документов из архивов.
Из донесения в штаб корпуса войск Всероссийской Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией при Совете Народных Комиссаров; "Я, сотрудник Всероссийской Чрезвычайной Комиссии, уполномоченный штаба Главного Управления войск Внутренней Охраны Республики и член РСДРП(б)— (Московская организация, членский билет № 624) Симонов Глеб Петрович настоящим свидетельствую, что тов. Зубрилина Ивана Ивановича знаю с 1916 года. Он в то время занимал должность начальника станции Дно Московской Виндаво - Рыбинской железной дороги, где как в начале, так и в момент февральской революции 1917 года, с немногими верными долгу революции товарищами принимал горячую активность в свержении самодержавия..."
Далее из документов следует изложение событий, происходивших 28 февраля 1917 года (по старому стилю):
"В момент проезда через станцию Дно во Псков императора Николая II тов. Зубрилину И. выпала великая задача... Из Петрограда по прямому проводу телеграфа передана тов. Зубрилину образовавшимся тогда Советом рабочих через начальника дороги тов. Гринчука-Лукашевича следующая дословная телеграмма: "К вам на станцию Дно следует поезд с императором Николаем, необходимо его задержать, чтобы он не пробрался на Северный фронт действующей армии, примите меры, загромоздите пути крушением вагонов другого поезда, этого требует от вас революция..."
Далее из документов: "Тов. Зубрилиным была составлена подложная путевка (путевой лист) и навстречу поезду Николая был отправлен товарный поезд. А вслед за этим поездом тов. Зубрилин лично с некоторыми товарищами сел на паровоз и отправился со станции вдогонку, чтобы в пути разбить отправленный поезд, дабы загромоздить путь... Но жандармерия заметила... и за станцией на стрелках, наставив револьверы, остановила паровоз. Тем не менее поезд, отправленный ранее, прибыл на соседнюю станцию с подложной путевкой..."
Пока жандармы "разбирались" с паровозом Зубрилина, события развивались так. Получив фиктивную поездную путевку о разрешении занятия перегона Дно—Полонка, навстречу царскому литерному поезду с целью организовать крушение в 13 часов из депо вывел свой паровоз машинист Алексей Суворов. С этой бригадой выехали заместитель начальника депо инженер Н. Ф. Шуровский и главный кондуктор, а к паровозу прицепили балластную вертушку. Стрелочник входных стрелок станции Полонка заметил в темноте приближающийся поезд, самовольно расшил стрелку и перевел на тупик, а сам с сигналом бросился навстречу литерному поезду. Стрелочник знал только одно, что поезд обычный пассажирский, светский, а кто в нем ехал, естественно, знать не мог. Он выполнял свои обязанности, находясь под страхом личной ответственности, под страхом быть судимым...
Паровоз с балластной вертушкой влетел в тупик и остановился. Паровозной бригады и заместителя начальника депо на нем не оказалось. Они, открыв регулятор перед самой станцией Полонка, покинули паровоз...
Далее из документов: "Против тов. Зубрилина возникли серьезные обвинения, после чего он вынужден бежать и скрываться несколько дней от жандармерии... Только углубившаяся революция спасла его от тяжелого наказания... Задача, поставленная Российской революцией перед тов. Зубрилиным, была выполнена..."
1 марта 1917 года на станцию Дно прибыли представители ревкомов из Пскова и Великих Лук и наложили арест на царя Николая II и его свиту. Поздно вечером военному коменданту полковнику Фрейману с большим трудом удалось отправить арестованных в Псков, где последний царь из династии Романовых отрекся от престола. Было это 2 марта 1917 года в 15 часов 05 минут...
Из акта отречения от Престола Государства Российского императора Николая II: "...В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу Родину, Господу Богу было угодно ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь героической нашей армии, благо народа, все будущее дорогого нашего Отечества требуют доведения войны во что бы то ни стало до победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы, и уже близок час, когда доблестная армия наша совместно со славными нашими союзниками сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России почли Мы долгом совести облегчить народу Нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и, в согласии с Государственной Думой, признали Мы за благо отречься от Престола Государства Российского и сложить с Себя Верховную власть...
...Мы передаем наследие Наше Брату Нашему Великому Князю Михаилу Александровичу и благословляем Его на вступление на Престол Государства Российского. Заповедуем Брату Нашему править делами государственными в полном и нерушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях, на тех началах, кои будут ими установлены, принеся в том нерушимую присягу. Во имя горячо любимой Родины призываем всех верных сынов Отечества к исполнению своего святого долга перед Ним, повиновением Царю в тяжелую минуту всенародных испытаний и помочь Ему вместе с представителями народа вывести Государство Российское на путь победы, благоденствия и славы. Да поможет Господь Бог России..." То был пожар революции
В годы советской власти Дно стало экономическим, административным и культурным центром района.
Во время Великой Отечественной войны тысячи дновцев сражались на фронтах. Когда наши войска с боями оставляли город,бойцы истребительного отряда вместе с солдатами железнодорожных войск взорвали депо, электростанцию. Два года во время фашистской оккупации дновское подполье возглавляла служащая железной дороги А. А. Бисениек. Подпольщики вели разведку, проводили диверсии, вели агитацию среди населения. Имя подпольщицы, расстрелянной фашистами в лагере смерти под Порховом, которой спустя 22 года присвоили звание Героя Советского Союза, теперь носит одна из улиц города.
Впервые фашистские самолеты бомбили Дно 10 июля 1941 г . ...К 18 июля 1941 г . город эвакуировался. Были вывезены оборудование депо. Бойцы истребительного батальона вместе с солдатами железнодорожных войск взорвали депо, электростанцию, водокачку. Последний эшелон уходил из Дно в 3 ч. ночи 19 июля под грохот боя с вражеским десантом на северной окраине города. Дновские паровозники уходили в паровозные колонные резерва Главного командования. 26 дновских паровозников топили в блокадном Ленинграде котлы 5-й ГЭС.
...Дновскому железнодорожному узлу в военных планах гитлеровцев было отведено важное место. Здесь сходились дороги от Ленинграда и Старой Руссы, где наши войска остановили врага. По железной дороге Ленинград-Витебск при необходимости было удобно вести переброску войск с одного направления на другое.

В период Великой Отечественной Войны дновцы оставили о себе память, достойную многих поколений потомков! Это была настоящая РЕСПУБЛИКА, партизанская республика на территории оккупированной врагом. Партизанская Бригада контролировала территорию в 9600 квадратных километров. В Партизанском крае люди жили по законам Советской власти: работали сельсоветы и колхозы, учились дети, отмечались праздники.
Отряд "Дружный" прикрывал партизанскую республику с севера, участвовал в налетах на вражеские гарнизоны, взрывал участки железной дороги, пускал под откос вражеские эшелоны, рвал связь, жег склады, уничтожал живую силу противника. Участвовали дновцы и в одной из самых крупных операций 2-й Ленинградской партизанской бригады — в штурме города Холма, превращенном оккупантами в сильный опорный пункт.
Свои боевые действия "Дружный" начал с разведки, небольших засад и взрывов железнодорожного полотна на участках Дно — Волот и Дно - Бакач. На шоссе удеревни Бельско на партизанских минах подорвались три грузовика с вражескими солдатами. Вот, что вспоминал о том периоде бывший командир группы подрывников В. И. Власов: "Перед нами была поставлена первая боевая задача — ночью взорвать немецкий эшелон на участке железной дороги Морино — Мяково. Прибыв на место, мы нарушили телефонную связь между Дно и Старой Руссой, заложили под рельсы взрывчатку и связки немецких гранат, приспособили взрыватели и протянули шнур в заросли придорожного леса. Укрылись и стали ждать. В два часа ночи услышали приближение поезда. Взрыв произошел перед самым паровозом, который пошел под откос, увлекая за собой вагоны и платформы с боевой немецкой техникой и вооруженной охраной. С этого и начался боевой счет ударов дновских партизан по фашистским захватчикам..."
Помимо боевых действий партизаны выполняли задания комиссара М. И. Тимохина. Проводили агитационно-массовую работу среди населения временно оккупированных территорий Дновского и соседних районов, разъясняли обращения ЦК ВКП(6) к народу, призывали патриотов к беспощадной борьбе с врагом, снабжали жителей населенных пунктов сводками Совинформбюро, распространяли листовки и политическую литературу, налаживали связи. Выходила в отряде и газета "Дновец", редактором которой был Иван Антонович Шматов. Газету распространяли не только партизаны, но и добровольцы из числа местного населения. Благодаря этой работе, росла и крепла связь с народом. Увеличивалась и численность партизанского отряда. Вскоре после выхода в немецкий тыл "Дружный" вместе с другими двенадцатью отрядами, действовавшими восточное отрезка железной дороги Дно—Сущево, вошли в состав 2-й Ленинградской партизанской бригады, которой командовал Н. Г. Васильев. Комиссаром был С. Н..Орлов, а начальником штаба — А. С. Афанасьев. Бригада контролировала территорию в 9600 квадратных километров.
В Дновском районе фашисты сожгли 28 деревень. Села пустели, люди прятались от произвола, кто где мог. Вместе с тыловыми 16-й и 18-й немецкими армиями на наших северо-западных землях появились новые "хозяева" — прусские помещики и уцелевшие после революции белогвардейцы. Так, например, в город Остров вернулся помещик Богданов, владения порховского совхоза "Полоное" захватил помещик, он же военный комендант Хильман, а в Дно обосновался немецкий барон Адольф Бек. Он получил в собственность земельные угодья совхозов "Искра", "Дновский массив", "Гари", "Вишенка". Крестьяне 14 деревень под страхом смерти вынуждены были от зари до зари работать, как крепостные, на барона Бека. По воскресным дням, как рассказывали очевидцы, помещик с борта спортивного самолета любил осматривать свои владения...
Однако продолжалось это недолго. Политуправление Северо-Западного фронта Красной Армии под лозунгом "Смерть немецким оккупантам!" выпустило листовку с красноречивым названием — "Конец Адольфа Бека". Приведем дословно этот уникальный и незабываемый документ военной поры: "В мае 1942 года в Дновском районе Ленинградской области на землях совхоза "Гари" обосновался немецкий помещик Адольф Бек. Опираясь на штыки гитлеровских солдат, Бек объявил своей собственностью 5700 гектаров русской земли. Население 14-ти деревень Крутецкого, Рвовского и Панкратовского сельсоветов, всего около 1000 крестьянских хозяйств, от зари до зари работало на Бека. Ежедневно каждое хозяйство выставляло 1—2 работников, не получая за это ничего: ни хлеба, ни денег.
Зверской расправой, палками и пытками думал Бек закрепить свое господство над дновскими колхозниками. Когда в воскресный день девушки деревни Панкратово пошли на гулянку, Бек заставил их в наказание переносить тяжелые бревна. Работать 7 дней в неделю на барина — таков закон немецких рабовладельцев. Колхозница Анна Ц. присела отдохнуть на сенокосе и покормить своего грудного ребенка. Но тут же была избита Беком. В группу стариков, женщин и детей пьяный Бек стрелял из автомата.
Казалось, сбылись давнишние мечты алчного и кровожадного немца-крепостника. Он благодарил своего фюрера и строил широкие планы закабаления крестьян Псковщины. В 1942 году отбывали барщину у него 14 деревень, а ''в будущем году, — хвастал Бек, — мой фюрер даст мне 114 деревень. Наши имения будут центром колонизации России".
Но не вышло так. как хотел Бек. Не стерпели дновскис колхозники.
Темной ночью 28 июля 1942 года два десятка отважных мстителей-колхозников и партизан, ворвались в гнездо, где засел Бек. Запылали склады и амбары. Полетели гранаты в дом. где. как затравленный зверь, один в предсмертном страхе, оборонялся Бек. Несколько минут, и не стало Бека. Далеко, на много десятков километров, было видно зарево пылавшего имения "Гари". В Дно и Порхове, по всей Псковщине радовались русские люди. Меньше стало одним насильником.
Разгром "Гари" — это только начало. Еще живы соседи Бека, новоявленные гитлеровские помещики, захватившие совхозы "Искра", "Дубня", "Дновский массив", "Волышево", "Полоное". В великом страхе эти проклятые крепостники-немцы ждут своей очереди. Русские люди, не заставляйте немчуру долго томиться в ожидании. Уничтожайте эти имения, где таится неволя и рабство для вас. Кончайте с немецкими помещиками. Не работать на них, а убивать каждого из них - святой долг советских патриотов. Вышибайте немчуру с Советских земель! Беспощадная смерть немецким захватчикам!"
Во многих деревнях окрест озера Белого жители знали о партизанах-дновцах. Не только по диверсиям, боям "местного значения", но и по личным встречам. Во время их партизаны получали сведения о немецких гарнизонах и хлеб, жители оккупированных деревень узнавали правду о положении на фронтах и брали для распространения листовки, напечатанные в якобы "взятом" гитлеровцами Ленинграде.
Сохранилась немецкая карта, на которой обозначены районы действия советских партизан против группы фашистских армий "Север". Самым крупным сосредоточением партизанских сил противник справедливо считал район южнее и юго-восточнее станции Дно. На карте от заштрихованного черным дновского участка тянулись стрелы к важнейшим коммуникациям. Они обозначали направления ударов партизан по наиболее уязвимым местам тыла 16-й немецкой армии. Обстановку на карту наносил не кто иной, как сам командующий группой "Север" фельдмаршал Риттер фон Лееб.
Откуда же узнавали партизаны о передвижении войсковых подразделений противника, об эшелонах с боевой техникой, о планах карательных экспедиций врага? Сведения, как правило, поступали от дновского подполья, в том числе и от Анастасии Александровны Бисениек.
...24 февраля 1944 г . в 21.00 Москва залпами из 124 орудий салютовала доблестным войскам, освободившим город". ...Началось восстановление. "Работали под бомбежками. Фронт был всего в 90 км , под Псковом и немецкая авиация совершала частые налеты. Рабочие паровозного и вагонного депо развернули в теплушках простенькие мастерские и кузницы, к которым свозили и сносили покореженные рельсы. Их укорачивали и укладывали на полотно. Чтобы восстановить хоть два ряда станционных путей, разбирали пока не нужные тупики. В короткий срок было уложено 11 км рельсов. Солдаты железнодорожных войск восстановили поврежденные участки пути между Дно и Волотом. Над старой артезианской скважиной встала новая колонка для паровозов. 28 марта в Дно загудел паровоз, а 4 апреля через станцию пошли поезда. В конце апреля - начале мая 1944 г . в Дно прибыл строительно-восстановительный отряд управления железной дороги. Вскоре в городе открылась школа ФЗО.
За подвиги в Великой Отечественной войне звание Героя Советского Союза присвоено еще шестерым дновцам, погибшим в боях за свободу Отчизны – А.К. Антоненко, М.И. Васильеву, В.И. Зиновьеву, В.С. Омельянюку, В.Я. Петрову, Н.Я. Сиротину.
Жизнь не стояла на месте. Менялся облик тяглового хозяйства дороги. На смену паровозам пришли тепловозы. Возникла необходимость переходить на их ремонт.
Под руководством начальника депо Ю. И. Федорова, главного инженера С. М. Зисмана, заместителя начальника депо по ремонту В. А. Ходынского, начальника технического отдела С. В. Федотова, мастеров В. В. Иванова, В. Ф. Павлова и других депо освоило сначала ТР-1, а затем и ТР-2. Причем, большой периодический ремонт депо освоило поточным крупноагрегатным методом со сменой дизелей. Все это потребовало больших и порой сложных преобразований в цехах, отделениях и на рабочих местах. Так, для ремонта дизелей 2 Д 100 был создан новый цех по ремонту дизелей. Смонтированы 2-х ярусные площадки, которые были снабжены гайковертами. В цехе установили 30-ти тонный кран. Открылись новые цеха — гальванический, термитный и другие.
В 1984 году возникла новая необходимость в освоении ТР-3 тепловозов 2М62, которые пришли на смену морально устаревшим ТЭ3. В 1989 году перед коллективом депо была поставлена задача первыми на сети железных дорог СССР освоить подъемочный ремонт пассажирских тепловозов серии ТЭП70. И вновь, под руководством начальника депо, теперь уже В. А. Ходынского, в депо создается технологическая группа по изучению, а затем и по внедрению технологии ремонта новейших тепловозов. Интенсивное освоение новейшей техники в депо идет полным ходом. В 1990 году в эксплуатационный парк поступило два новых тепловоза 2ТЭ116-1606 и 1607. Машинисты освоили вождение пассажирских поездов на ТЭП70, а грузовых на 2 ТЭ 116 и 2 ТЭ10М депо Бологое.
Удачное местоположение города способствовало строительству железных дорог. В середине 90-х годов XIX века было построено паровозное депо, железнодорожные мастерские, деревянный вокзал. За станцией закрепилось название Дно. Вскоре здесь сформировался железнодорожный поселок, входивший в состав Порховского уезда. Статус города поселок получил в 1925 году, а через два года Дно стал центром района. Дновский район образован в 1927 году в составе Ленинградской области, с 23.08.1944 г. включен в состав Псковской области


источник
Автобагажники THULE
 фото дня

 
ГОРЯЧИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ!


Автопутешествие по Средней Азии. 27.06.2008 – 02.08.2008. Памир - Алтай 2008.
Средняя Азия 2008. Россия – Казахстан (Аральское море, Малое море) – Узбекистан (Ташкент, озеро Чарвак, Самарканд, Бухара) – Таджикистан (Душанбе, Хорог, Памир) – Киргизстан (Бишкек, озеро Иссык-Куль) – Казахстан (Алма-Ата, озеро Балхаш) – Россия (Алтай, озеро Телецкое). Более 16.000. км, 37 дней.

Фотохронология поездки Средняя Азия. Памир - Алтай 2008.


Карта Москвы


В начало   |    НОВОСТИ   |    СЕРВИС   |    СТАТЬИ   |    ТУР FAQ   |    АВТОТУРИЗМ   |    МАГАЗИН   |    О КОМПАНИИ Отправить письмо
Разработка Евгений Суслин
© 2005, Rus Auto Travel Agency. All rights reserved.
Rambler's Top100