Автотуризм. Автопутешествия. Автокемпинги. Наше первое автопутешествие.
16-12-2005МОСКВА – ст. ГОЛУБИЦКАЯ (АЗОВСКОЕ МОРЕ) – ДИВНОМОРСКОЕ (ЧЕРНОЕ МОРЕ) – ЛЕРМОНТОВО – РАДУЖНЫЙ (ОРЛЕНОК) – ГЕЛЕНДЖИК – МОСКВА.
21 ИЮНЯ – 13 ИЮЛЯ 2003 г
ЗНАКОМИМСЯ.
Автотуристы: я, Iris, – штурман и второй пилот, Валерка – мой муж и первый пилот, пассажир Веруха, 13 лет, и самый молодой член семьи, приобретенный только в январе – ВАЗ-21099 1999 года рождения, она же Маруська, газобалонная.
Зимой 2003 года мы с мужем пошли на курсы вождения, купили автомобиль и к лету сдали на права. Отпуск мужу давали в июне, и мы решили провести его на колесах, подальше от мокрой Москвы. С самого начала решено было разбить отпуск на две части: первую часть провести в палаточных автокемпингах на Азовском и Черном морях, а вторую с друзьями в частном секторе в Геленджике. Описания автокемпингов, дорог, карты, и всю необходимую информацию я взяла в интернете, за что всем, кто размещал в инете рассказы о своих путешествиях, большое спасибо.
Сейчас и сами удивляемся, что, имея 3-месячный стаж вождения (это у мужа, а у меня вообще нулевой – он сам наслаждается вождением!), мы отважились отправиться в такое далекое путешествие – на одометре добавилось 4270 км.
Маршрут, ГИБДД, машина
На юг было решено двигаться по М4, с заездом в Азов, на Азовское море. Но, поехав по объездной вокруг Ростова, мы пропустили поворот на Азов и решили не возвращаться, а поехать в Ейск. Правда, мы попали в Азов на обратном пути, из-за отсутствия малюсенького кусочка карты. Маршрут получился такой: Москва – М4- перед самым въездом в Краснодарский край свернули направо, на Бурхановку, поехали по станицам Новомирский – Кугей – Староминская – Старощербиновская – Ейск – Ясенская – Новоминская – Стародеревянковская - Тимашевск – Славянск-на-Кубани – Темрюк – Голубицкая – Пересыпь – Старотитаровская – Витязево – Анапа – Большой Утриш – Рассвет – Дивноморское – Лермонтово – Орленок – Агой – Геленджик. Обратный путь: Геленджик – Верхнебаканский – Крымск – Славянск-на-Кубани – Трудобеликовский – Полтавская – Тимашевск – Новоминская – Кугей – Азов – Ростов-на-Дону – М4 – Москва.
Когда я изучала трассу М4, я наметила маршруты объезда тяжелых участков, внимательно изучила все рекомендации опытных водителей, и была подготовлена к тому, что мы увидим. Что же мы увидели на самом деле? Все так, как описывалось в рассказах аж с 98-го года. Отличная четырехполоска до середины Тульской области, расширение трассы почти на протяжении всего пути, мосты с реверсивным движением находятся в состоянии перманентного ремонта, и множество фур. Мы много ездили по станицам Краснодарского края, и хочется просто поблагодарить администрацию за такие отличные дороги – двухполоска, но широкая, с разметкой, с обочиной, деревья вдоль дороги покрашены! И чистота – просто удивительная. Населенных пунктов немного – через 20-30 км, машин очень мало. А вот дороги в Ростовской и Воронежской областях совсем не радуют – разбитые все, узкие, без разметки. Сразу видна разница после Краснодарья.
По дороге туда нас остановили всего два раза на стационарных постах ГИБДД в Краснодарском крае – просто проверили документы. А вот оттуда – раз 6. В это время (12-13 июля) были теракты в Москве и в окрестностях Новороссийска сбежал военнослужащий с оружием. На развилке у Новороссийска мужа пытались проверить на алкоголь, но он объяснил, что накануне на набережной Геленджика выпил бутылку легкого пива, что с его стажем и ребенком на заднем сидении пьяным проехать 1,5 тысячи км нереально. Его попросили подуть в пакет, майор задумчиво понюхал, и отпустил. Еще раз нас остановили на дороге к Крымску – пришлось тормозить со 100 км, - загорелась лампочка тормозной системы. Попросили открыть багажник, а у нас там… все россыпью, чтобы больше вошло – там же еще газовый баллон на 50л. Вы бы видели лицо человека, когда муж услужливо предложил: «выгружать?»! Я вовремя сказала, что мы путешествовали с палаткой. Он только вяло поинтересовался: «оружия нет?». Мы дружно ответили: «нет!»
О засадах предупреждали встречные, многие фуры прижимались к обочине, чтобы пропустить легковушки, или мигали правым поворотником – обгоняй, путь свободен, но не все – за ними глаз да глаз нужен. Одна фура начала перестраиваться на нашу полосу, когда мы были примерно посредине ее длины, и выдавила нас на встречную полосу, нам пришлось тормозить на скорости больше 100 км, задние притормозили и впустили нас, нам повезло, что встречные были еще далеко. Скорость по дороге обратно в узких местах была 50 км в час, и только с середины Тульской области мы ехали под 120 км в час.
Но, в общем и целом, все оказалось не так уж и страшно, как можно было ожидать. Мы живем в 20 км от МКАД, в Зеленограде, и с Ленинградкой М4 не сравнится. Оказалось, по трассе идти намного спокойнее, чем в городах – там часто отсутствуют знаки, в Новороссийске оказался открытым люк, и никак он не обозначен не был – мы еле успели пропустить его между колесами.
На трассе полно автосервисов и автозапчастей, по крайней мере, к Маруське были. Сначала я честно отмечала все газовые заправки, а потом просто плюнула – мы заправлялись каждые 200-300 км, а заправки встречались гораздо чаще, как правило, на въезде и выезде из населенного пункта. Газ стоил в июне-июле от 5 рублей в Москве и Азове до 5,4 рубля на Черном море. Обратно у нас захандрил новый итальянский газовый редуктор – пришлось возвращаться на бензине. Заправлялись только на фирменных заправках, хотя там 92-й бензин от 10,5 до 9,5 рублей, а на noname – 8,5. Нам понравились Юкосовские заправки. А запомнилась заправка с названием «Венера»…
В кемпинге на Азовском море наша дочь, послушав музыку в машине, вышла, хлопнула дверью, сигнализация и включись… А две пары ключей остались внутри, и двери-окна все закрыты. Отличные ребята из Липецкой области, отдыхавшие под соседними оливами, помогли вытащить и поставить маленькое стекло в машине, и с удовольствием разделили с мужем 1,5-литровую бутыль местного вина.
На чудесной, размеченной дороге с покрашенными деревьями по обочинам, невероятно чистой и пустой, на скорости 130 км мы пробили заднее правое колесо какой-то фигней так, что она прокрутилась на колесе и завернула нам на колесо пластиковый подкрылок. Пришлось выгружать все, что было в багажнике и ставить запаску. Колесо нам потом починил один дядечка в Дивноморске, в гаражах на улице Горной, напротив милиции. И еще в Геленджике у нас умерло втягивающее реле. Оно и раньше дышало на ладан, но на мои робкие замечания на сервисе по поводу стартера, опытные механики отвечали: у вас все в порядке со стартером… Муж купил реле и ребята из Подольского района, которые жили с нами в одном доме, поставили нам его за несколько минут, заодно обнаружилось, что аккумулятор у нас почти сухой. Мы долили туда водички – и все в порядке. Большое спасибо ребятам, муж потом с ними посидел, попил водочки, а они порассказали про серпантины Сочи. При стаже дальнобойщика 13 лет ехать 120 км 6 часов – это круто. Мы туда и не собирались – нам хватило серпантина от Новороссийска к Геленджику. Наверное, не самый крутой серпантин, но впечатления получить можно. А самым неприятным был момент, когда мы решили срезать несколько км и не проезжать опять через Анапу (она даже не отложилась в памяти), а от Большого Утриша поехать прямо через перевал по дороге, которая была обозначена как дорога с покрытием. И там, на крутом подъеме с поворотом покрытие из асфальтового вдруг стало щебенкой! Маруська стала скатываться назад… Будьте осторожны при въезде в Лермонтово со стороны Джубги – асфальт местами выбран и ямы не заделаны – ночью вполне можно оторвать колесо.
В целом Маруська вела себя достойно. Правда, в 100 км от МКАД на обратном пути она перестала держать холостой ход. Мы свернули к каким-то дачам, остановились и горестно смотрели несколько минут под капот. Потом до нас доехало, что надо бы воздушный фильтр сменить. Мы быстренько его поставили, но холостой ход все равно не держался, поехали на подсосе. А когда уже на следующий день стали проверять Маруську, холостой ход появился. Так что машина вела себя очень неплохо, если учитывать, что мы еще о ней знаем очень-очень мало.
Снаряжение автотуриста
Перед поездкой были закуплены: палатка итальянской фирмы Camp (оказалась выше всяких похвал! Два выхода, оборудованные противомоскитной сеткой, два тамбура, отлично держит тепло – спали без одеял, ставится за 5 минут), термоковрики и надувные матрасы (спать на надувных матрасах одно удовольствие, а просто на ковриках и одеяле – жестковато). С собой взяли бытовую газовую плиту с 5-литровым газовым баллоном (сейчас решили приобрести специальную плиту с заправляемым баллоном. Очень удобны газовые спички, длинные такие, - руки не обжигаешь. Купили металлический термос (хорошо держит тепло). Еще купили фонарик, но батарейки быстро садятся. Купим еще лампу для палатки – аккумуляторную, хватает на 8-9 часов, заряжается от прикуривателя автомобиля и от сети 220.
Набрали просто кучу быстроприготовляемых продуктов ( на самом деле оказалось, что они почти не пригодились. Если бы мы ехали в глушь, в леса, там да, а так – вокруг всего полно. Сделали вывод, что продуктов надо брать только дня на 2-3, и еще те специфические сорта кофе или чая или чего-то еще, к чему вы привыкли и хотели бы есть только их. Супы, макароны, картошка, тушенка, соль, сахар – все это есть, разница в ценах небольшая – нечего багажник забивать). У нас с собой были еще замороженные охлаждающие 300-граммовые элементы. Мы положили продукты в пластиковое 5-литровое широкое ведро с крышкой и сверху положили эти элементы. Правда, мне показалось, что они бесполезны. Наверное, лучше их использовать с изотермическим контейнером. А ведро пригодилось и на стоянках – в нем удобно было стирать. Еще нужны стол и стульчики – при длительных путешествиях сидеть на корточках надоедает.
Очень важным в поездке оказался тент для машины. Я долго искала в интернете его размеры и форму, но ничего не нашла и сделала как могла: купила плащевку непромокаемую, с одной стороны серебристую, с другой темно-синюю, по 74 рубля за метр, – шириной 1,5 метра и длиной 16, разрезала пополам, сшила, - получился тент размером 3 метра на 8, (одновременно накрывали и машину и пространство между машиной и палаткой), к четырем углам пришила 2-метровые шнуры (надо еще пришить к боковым сторонам через каждые два метра шнуры). Оказалось очень удобно готовить на газовой плите в дождь под тентом – не намокаешь, и жар от плиты никакого влияния на тент не оказывает. В жару накрывали Марусю серебристой стороной вверх, а при ночевках в лесопосадках – темно-синей, для маскировки;
Маруську перед поездкой загнали в сервис и заменили все, что нужно. С собой брали ремни, жидкости, лампочки, предохранители, бегунок трамблера. Канистру с бензином не брали.
Автокемпинги Азовского и Черного морей.
По дороге на юг и обратно мы ночевали 3 ночи просто в посадках. Когда проходили 750-900 км, начинало темнеть, и ярче чувствовалась усталость, мы начинали внимательно оглядывать проносящиеся окрестности и, увидев привлекательную посадку и поворот к ней, мы съезжали с М4, искали удобный въезд в посадку, и располагались там. Разбить лагерь, приготовить и съесть ужин, обсудить результаты дня занимало у нас два часа. Столько же нам требовалось утром, чтобы собраться. Мы ведь никуда не спешили.
Наша первая ночевка была ровно в 900 км от дома (фото 1).
Первый кемпинг, в котором мы ночевали, находился на Азовском море, между станицами Голубицкая и Пересыпь, сразу справа от шоссе: на карте это там, где дорога идет прямо вдоль побережья. Это просто часть побережья с туалетами и мусорными баками. В кемпинге растут оливы, пляж – мелкий ракушечник, море – сразу довольно глубокое, метрах в 7-8 от берега – с головой, чисто. Мы остановились в самом первом – за 50 рублей с машины (фото 2), а можно проехать дальше – кемпинги идут подряд, есть и по 40 рублей с машины. В нашем не было пресной воды, а дальше, мне показалось, был кемпинг с душевыми. Лучше проехаться туда-сюда, посмотреть, где условия лучше, и убедиться, что для вас на территории есть такое местечко, которое устроит вас, - обычно позволяют сначала пойти и выбрать место.
Мы приехали сразу после плохой погоды, в понедельник, и кемпинг был почти пустой. Но к выходным кемпинги заполняются, в основном машинами с номерами 23-его региона.
Потом нам рассказали, что очень хорошие пляжи на Черном море около поселка Волна, на Таманском полуострове, но сами мы там не были. Если поедете, поделитесь впечатлениями.
Следующим пунктом в нашем списке стоял кемпинг в Витязево. Но, приехав в Витязево, доехав по главной улице до самого входа на пляжи и повернув налево, мы обнаружили лишь дикий кемпинг, в дюнах, метрах в 300 от моря, без туалетов и очень грязный. Правда, пляж там большой и песчаный. Там нам очень не понравилось, и мы поехали искать дальше.
У нас была информация о кемпинге в Дивноморском, на территории санатория-профилактория «Факел» от СургутГазПрома. Проезд: в Дивноморском ехать по главной улице пока она не свернет налево, а вам – направо (поворот не очень заметен, прямо движение перекрыто) до упора, потом налево и ехать по этой дороге (вдоль моря направо) до круга у «Факела». Там слева автостоянка, на ней сказать охраннику, что вы в автокемпинг, он вас проводит. Не очень удобно, что машину оставляешь на стоянке, а не в палаточном городке. Правда, позволяют подъехать разгрузиться и загрузиться. Стоимость: 30 рублей в сутки автостоянка и 65 – палатка. В кемпинге больше 20 мест, обозначенных. В прошлом году была сделана санитарная уборка территории, вывезен весь мусор. Туалет и душ – на пляже, по небольшой лестнице спускаться. Автокемпинг расположен на территории самого профилактория, в красивом тенистом уголке (фото 3).
Сам санаторий расположен на большой территории, очень ухоженной, цветы, пальмы, множество растений (фото 4). А также бары, кафе, караоке (очень громкое), бассейн для детей с маленькой горкой (фото 5).
Нам там очень понравилось, и если бы не охота к перемене мест и галечный пляж, мы бы остались там надолго. Немного дальше по побережью, направо, находится известный нудистский пляж, из мелкой гальки, и с очень чистой водой. Правда, нам ни один нудист не встретился – не сезон, что ли…
Из-за того, что сезон еще не начался и погода была не очень хорошая – днем солнце, а к вечеру или ночью дождь, наша палатка была в кемпинге единственной. Посуда и еда стояли у нас в маленьком тамбуре в головах палатки. Глубокой ночью вдруг пирамида из мисок развалилась с громким шумом. Мы выскочили из палатки: около палатки слышались тихие шаги. Еще час мы с фонариком сидели под деревом рядом с палаткой и сторожили. Я даже покричала что-то насчет милиции вслед удаляющимся шагам. Следующей ночью опять раздались шаги у палатки. Мы быстро выскочили из палатки и осветили место, откуда слышались шаги – ветки и трава колыхались в 20 см от земли, шаги удалялись. Утром начальник охраны, милейший человек, много лет проработавший в Интуристе, объяснил нам, что это всего лишь ежики. Тушенки им захотелось, наверное…
Следующим был кемпинг в Лермонтово, о существовании которого мы тоже знали из интернета. Мы приехали туда в 4 часа вечера, и нам жутко не хотелось в нем останавливаться, но и ехать искать что-то было поздновато. Этот кемпинг находится сразу при въезде в Лермонтово, расположен между М4 и морем, стоит 100 рублей с машины. Почти голая территория заставлена палатками и машинами, наш тент мы закрепили за забор, отделяющий кемпинг от М4. Трасса не умолкала всю ночь… Есть туалеты и мусорные бачки, души. Море было холодным, зато в маленькой заводи от впадающей в море Шапсухо было тепло и вода чистая – это единственное, что примирило нас с кемпингом. В расположенном дальше ночном баре всю ночь под караоке распевали песни. Репертуар был, мягко говоря, странным, слет геев был что ли у них… Зато, наслушавшись за ночь Верку-сердючку, мы купили кассету и все время оптимистично напевали: «хорошо, все будет хорошо, все будет хорошо - я это знаю!» Рядом был такой же кемпинг, только побольше, и стоил он 50 рублей с человека, там было много фур.
Если бы мы не поленились проехать подальше 5-6 км! Там, на территории лагеря «Орленок», мы обнаружили на следующее утро кемпинг «Радужный», по 45 рублей с человека. Огромная территория, можно остановиться под деревьями, или на солнцепеке, но поближе к пляжу. Пляж большой, из мелкого ракушечника, есть вода, душевые, туалеты, мусорки, палатки с едой и одеждой, даже водяная горка для детей. Море здесь было очень чистое и теплое. Пожалуй, здесь было лучше всего: и пляж отличный, и цивилизация, и тенек для машины и палатки (фото 6).
Потом мы поехали в Геленджик, чтобы провести вторую половину отпуска в частном секторе с друзьями. Там мы видели автокемпинг на улице Луначарского. Если въезжать в город на первом въезде от Новороссийска, там, где кольцевое движение, то он будет справа, после того, как слева вы проедете парк аттракционов «Адмирал Врунгель», въезд сразу за светофором, там огромными буквами написано: «Автокемпинг. Автостоянка», не пропустите. Условий не знаю, видела только, что палатки стоят под соснами. Еще одни ребята рассказывали об автокемпинге в Архипке, где-то по главной улице, по дороге к пляжу. Мы там не были, а тем ребятам там не понравилось. Это те автокемпинги, где мы жили или слышали о них от тех, кто там был.
Та часть отдыха, которую мы провели в Геленджике, нам тоже очень понравилась. Геленджик – довольно большой и красивый курортный городок, очень чистенький и аккуратный, где все нацелено на организацию отдыха: длинная набережная, аккуратные бульварчики, выложенные плиткой, куча развлечений, кафе, экскурсий. Мы жили почти в центре бухты: на улице Тельмана, 46а (телефон: 8-9184173703, Алексей, Галина), между улицами Первомайская и Советская, в 10 минут ленивой ходьбы под соснами от моря, в мансарде трехэтажного нового кирпичного особняка. И всего за 130 рублей с человека. У нас с друзьями было три комнаты: две двушки с двуспальными кроватями и комната для детей, где стояло 5 кроватей, из них наши дети заняли 3, а две стояли свободными. И еще у нас была крохотная кухонька, большой санузел, правда, без горячей воды, и, самое главное, - у нас была огромная открытая терраса с видом на горы. В одной из двушек и в комнате у детей были балконы с видом на море. На террасе, выходящей на восток, мы проводили время после обеда и вечера, потягивая вина Кубани. Только нужно знать, что почти в каждом дворе в Геленджике есть собака, и у них принято обмениваться мнениями именно тогда, когда вам меньше всего хотелось бы их слушать…
Впечатления автотуристов.
Сразу скажу, что мы очень довольны своим первым автомобильным отпуском. Кроме того, что мы отлично отдохнули, мы еще прибавили 4270 км к своему водительскому опыту. И хотя я не водила вообще в отпуске, я реагировала на все знаки, информационные указатели, обгоны – на всю дорожную ситуацию постоянно. Самое смешное, что я научилась водить вприглядку! То есть, конечно, я училась у инструктора, у меня есть права, но до отпуска я водила пару раз и страшно боялась. А вернувшись из отпуска я выбрала день, когда муж ушел на работу, и поехала прогуляться сама. Оказалось, что я нормально вожу!
Уже сейчас я вижу, что немного неправильно спланировала отпуск: в следующий раз намечу подробный маршрут с посещением различных достопримечательностей. И возьму меньше вещей. Нам понравилось отдыхать в июне: намного меньше народу (после 10 июля народу на пляже прибавилось вдвое), погода не слишком жаркая (я плохо переношу жару и солнце – белая кожа быстро обгорает), меньше фур на трассе и вообще машин, кемпинги не забиты. Существенный недостаток: мало фруктов, хотя мы все очень любим черешню, а остальные фрукты не очень.
Три ночи мы провели просто в посадках. Честно говоря, мы побаивались ночевать так, но выбора особого не было, и мы решились. Надо просто соблюдать элементарные правила безопасности. Мы останавливались в местах, отдаленных от населенных пунктов, просто сворачивали на второстепенную дорогу, а потом в посадку, прикрывали машину темно-синим тентом, и среди деревьев ее почти не было заметно, палатка у нас тоже темно-синяя. А вот липецкие ребята в кемпинге на Азовском море вообще не закрывали ни машину, ни палатку… Похоже, что мы живем с другой готовностью к опасности, повышенной.
Нам понравилось Азовское море там, где есть возможность подобраться к нему: вдоль побережья много просто заболоченных мест. Однажды мы пытались подобраться к морю в небольшой деревеньке, она стояла прямо над морем, на обрыве, а нам хотелось найти пляж – мы проехали всю деревню до конца, и там нам преградил дорогу здоровенный боров, который был не в восторге от нашего вторжения, нам пришлось ретироваться. За станицей Голубицкой, когда спускаешься с горки, есть поворот направо и спуск к морю – там пляж, есть даже мусорки и туалеты. Мы купались там, встать с палаткой можно прямо на берегу, бесплатно, а машину оставить на подъездной дорожке. Правда, наверное, в сезон там много народу. А вот в Ейске нам совсем не понравилось – узкие улочки были забиты машинами и людьми, особенно у самых пляжей. Правда, мы там видели аквапарк и стоянку для машин прямо у пляжа, но все равно, только маленькая часть города у пляжа была курортной, а остальная часть была очень серой.
На Черном море совсем другая атмосфера: там почти везде царит праздничная атмосфера, музыка, яркие краски. Правда, я бы предпочла поменьше музыки…
Вообще, выезжая за пределы Московской области попадаешь в другой мир: время течет здесь неспешно, просто чувствуешь как оно еле плетется. Люди работают медленно: нам дырку в шине заделывали 3 часа, а потом дядечка закрыл сервис и поехал обедать. Поэтому и московские машины, которые постоянно носятся и всегда идут на обгоны здесь воспринимаются враждебно: людям просто невозможно представить нашу жизнь в постоянной гонке.
Хочу пожелать всем, кто собирается поехать отдыхать на колесах не бояться и удачи вам. источник