«Вокруг света — за 80 дней»
КАК НА МЕНЯ КАТИЛИ ЗАПАСНЫЕ БАЛЛОНЫ
Автор:Юрий ГЕЙКО 03-11-2006Продолжается акция «Авторадио», поддержанная «Новой газетой». Ведущий «Автоликбеза» и наш обозреватель Юрий ГЕЙКО добрался из Лиссабона до Парижа.
...На границе с Францией испанские таможенники приняли нашего путешественника за наркокурьера. В Париже бабье лето, по вечерам уже холодно, но днем солнышко еще припекает, а в Москве, наверное, уже снег… Резина на «Спектре» всесезонная, но всесезонная по-западному, а это почти что летняя — в России придется быть поосторожнее. Но она умница, моя «Спектра», — ни одного замечания. После той жути, что называется дорогой Чита—Хабаровск, которую открывал президент, ей уже ничего не страшно. Европа началась с Лиссабона. Португалия вообще удивительно компактна, ее можно объехать на одном баке бензина. От Франции, Германии и даже Италии она отличается тем, что здесь все рядом. Сам Лиссабон планировкой напоминает Москву — центр с расходящимися лучами-авенидами, в диаметре он всего-то 15 километров. Старинных зданий и музеев — море, а памятников с восседающими на лошадях королями и маркизами столько, что я со счета сбился. Португалия для наших туристов в большой степени «терра инкогнита» — русскую речь я слышал лишь однажды. Испанию наши уже освоили вполне, Италию — давно, Франция входит в моду, а до Португалии никак ноги не доберутся. А зря. Поскольку Португалия от Европы отделена горами, климат в ней особенный, пляжи и курорты функционируют круглый год, цены ниже. Взять здесь машину, прокатиться по стране с ее умопомрачительной красоты пейзажами и за десять дней увидеть практически все — удовольствие стоящее. Дорога от Лиссабона до Мадрида удивительно красива. Лесистые холмы, черепичные крыши, виноградники и голубое-голубое небо. Я привез в Португалию из Нью-Йорка хорошую погоду — в день моего прилета небо стало чистое после проливных дождей, затопивших треть страны. Но главное — это скорость. 120 разрешенных португальских километров в час — это кайф! Потому что идешь 140. Все идут. Такая скорость американцам и не снилась. Им снится 110—115, от которых они и засыпают. 140 — по таким дорогам — это безопасно и это совсем другая езда, другая жизнь на дороге, это в день 1200 километров — легко! А уж по Франции, где при тех же дорогах разрешенная 130, пардон, на практике получаются те же 140, потому что во Франции контроль строже и штрафы на порядок выше, чем в Португалии и Испании. В Мадриде я наконец понял более чем двухвековую тягу американцев к древностям, к седой истории — у них такого нет. Но зато они могут купить такую древность, разобрать ее по кирпичикам, перевезти через океан и собрать у себя. И покупают. Здание-то можно купить — корни не купишь… Когда в американском аэропорту Нью-Арка меня единственного обыскали, прислонив к какому-то рентгену, потом прощупали всю одежду, вскрыли ручную кладь — казенный ноутбук, — я особенно не удивился и даже не сказал об этом в последнем репортаже — я всегда недолюбливал Америку. Но я всегда любил Испанию и даже, было дело, публиковал в нашей прессе восторженные статьи о демократичности и простоте их нынешнего короля Хуана Карлоса. И вот за все за это на границе с Францией, на испанской таможне, меня подвергли такому позору, какого я за всю жизнь не испытывал! Остановили, выхватили из потока мою «Спектру», выгрузили весь багажник, обыскали все ее железные пространства с собакой, от которой по салону до сих пор клочья шерсти, затем обыскали меня — карманы, бумажник, личные вещи. Потом взялись за два смонтированных накачанных запасных баллона и восторжествовали: вот оно! Уволокли их размонтировать, но прежде вывернули золотники и дали собачке понюхать воздух, пахнущий только тальком и российским бездорожьем. Затем подняли машину на подъемник (!), исследовали днище с фонариком и, представьте, ни молекулы героина не нашли! В продолжение этой унизительной процедуры мне было запрещено отвечать на мобильные звонки, а телефон трещал беспрерывно. А уж о фотоаппарате, чтоб сделать снимки, я и не заикался, реально боясь испанской тюрьмы. В любое другое время я бы, наоборот, в нее напросился, ведь для журналиста чем хуже, тем лучше, все материал, да еще какой! Но уж слишком долго я не был дома! Больше трех часов продолжался этот локальный русско-испанский конфликт. Максимум, что я смог себе позволить, спросил: «Это все потому, что я русский? Или русский — коротко стриженный?». Ответа не последовало. И тогда я решил бесплатно повысить их профессионализм: «Вы в следующий раз ищите машину понезаметнее, а моя вся обклеенная эмблемами — контрабандисты умнее, чем вы думаете». Извинились, правда. Но Испания мне все равно понравилась. И Америка — в этот раз — тоже понравилась. Хотя бы тем, что этот самый героин мне не подбросили… В общем, оба раза я вырвался на свободу. Благодаря торжеству законности в той и другой стране. Но как подумаю, сколько впереди еще стран, не уверен в благополучном финише кругосветки. Если что, друзья, семью не оставьте! Отсижу — отблагодарю.